Утверждаю: Директор МКОУ «ГИНТИНСКАЯ СОШ» Маммаева А.Г._________ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЕННОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ГИНТИСКАЯ СОШ» на 2021-2022 учебный год 1 СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка ……………………………………………………….. 3 1. Особенности организуемого в МКОУ «Гинтинская СОШ» воспитательного процесса …………………………………… 5 2. Цель и задачи воспитания ………………………………………………… 8 3. Виды, формы и содержание деятельности ………………………………. 13 3.1. Инвариантные модули……………………………………………………. 13 3.1.1. Модуль «Классное руководство» ……………………………………… 14 3.1.2. Модуль «Школьный урок»……………………………………………… 15 3.1.3. Модуль «Курсы внеурочной деятельности»…………………………… 16 3.1.4. Модуль «Самоуправление/ Школьное самоуправление»……………………………………………… 19 3.1.5. Модуль «Профориентация»…………………………………………….. 19 3.1.6. Модуль «Работа с родителями (законными представителями) обучающихся»....................................................................................................... 21 3.2. Вариативные модули……………………………………………………… 21 3.2.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела» ……………………………. 21 3.2.2. Модуль «Юные патриоты России» …………………………………… 23 3.2.3. Модуль «Я выбираю жизнь» …………………………………………… 24 3.2.4. Модуль «Дополнительное образование» (Шахматы ……………………………… 26 3.2.5. Модуль «Детские общественные объединения»……………………… 28 3.2.6. Модуль «Волонтерская деятельность»…………………………………. 30 4. Основные направления самоанализа воспитательной работы (мониторинг) …………………………………………………………. 31 Приложение 1. Календарь мероприятий программы воспитания(уровень начального общего образования)…………………….…………………...…. 34 Приложение 2. Календарь мероприятий программы воспитания (уровень основного общего образования)……………………...……………………….. 52 Приложение 3. Календарь мероприятий программы воспитания (уровень среднего основного общего образования)……………………….....…………. 73 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа воспитания (далее – Программа) является нормативноуправленческим документом Государственного казенного общеобразовательного учреждения Республики Дагестан «Республиканский центр образования», определяющим организационно-управленческие и содержательно-деятельностные направления осуществления воспитательной работы в образовательной организации. Настоящая Программа школы разработана на основе следующих нормативных документов: – Конституции Российской Федерации (от 12.12.1993 г.); – Конвенции о правах ребенка (от 20.11.1989 г.); – Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г., №273-ФЗ; с изм.); – Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования» (от 06.10.2009 г., №373; с изм.); – Устава Государственного казенного общеобразовательногоучреждения Республики Дагестан «Республиканский центр образования». Настоящая Программа представляет собой открытый для всех субъектов образовательной деятельности документ, который дает представление о направлениях и содержании воспитательной работы МКОУ « Гинтинская СОШ» В центре рабочей программы воспитания находится личностное развитие обучающихся, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития Республики Дагестан, России и мира. Таким образом, одним из результатов реализации программы станет приобщение обучающихся к традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в обществе. Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности, готовность обучающихся к саморазвитию, мотивацию к познанию и обучению, ценностные установки и социально-значимые качества личности, активное участие в социально-значимой деятельности. Рабочая программа воспитания МКОУ «Гинтинская СОШ» содержит четыре раздела: 1. Особенности организуемого в МКОУ «Гинтинская СОШ» воспитательного процесса. 2. Цели и задачи воспитания. 3. Виды, формы и содержание деятельности. 4. Основные направления самоанализа воспитательной работы (мониторинг). В разделе «Особенности организуемого в МКОУ «Гинтинская СОШ» воспитательного процесса» представлена специфика деятельности образовательной организации в сфере воспитания. 3 В разделе «Цель и задачи воспитания» на основе базовых общественных ценностей сформулированы цель воспитания и задачи, которые образовательной организации предстоит решать для достижения цели. В разделе «Виды, формы и содержание деятельности» показано, каким образом будет осуществляться достижение поставленных цели и задач воспитания. Данный раздел состоит из нескольких инвариантных и вариативных модулей, каждый из которых ориентирован на одну из поставленных образовательных организацией задач воспитания и соответствует одному из направлений воспитательной работы школы. Инвариантными модулями являются: – «Классное руководство», – «Школьный урок», – «Курсы внеурочной деятельности», – «Самоуправление», – «Профориентация», – «Работа с родителями». Вариативными модулями являются: – «Я выбираю жизнь», – «Дополнительное образование»,(шахматы) – «Детские общественные объединения (РДШ «Эколята, ЮИД, Юнармия)», – «Волонтерская деятельность». В разделе «Основные направления самоанализа воспитательной работы» показано, каким образом в образовательной организации осуществляется самоанализ проводимой в ней воспитательной работы. В данном разделе представлен перечень основных направлений мониторинга. К рабочей программе воспитания прилагается ежегодный календарный план воспитательной работы. Настоящая Программа является общедоступным документом для ознакомления обучающихся и их родителей (законных представителей), подлежит размещению на официальном сайте МКОУ «Гинтинская СОШ» 1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В МКОУ Гинтинская СОШ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Воспитание – есть управление процессом развития личности через создание благоприятных для этого условий. Целью воспитательной работы в МКОУ «Гинтинская СОШ» является создание событийной среды, где при социально-педагогической поддержке, в ходе социальнозначимой деятельности учащихся, происходит духовное развитие, ведется совместная работа с орг. отделом просвещения Акушинского района становление и развитие образованного, функционально грамотного, обладающего ключевыми компетентностями, нравственно, психически и физически здорового гражданинапатриота своей Родины, уважающего законные права и свободы других людей, конкурентно-способного в современной социально-экономической ситуации. 4 Современные требования обеспечить высокий, образовательный, творческий и социальный уровень обучающихся при максимально полезном и плодотворном использовании свободного времени и сохранения их здоровья, определяют необходимость создания единой воспитательной системы в образовательной организации, которая выстраивается на основе интересов обучающихся и использовании разнообразных видов и форм занятий с учениками. Процесс воспитания в образовательной организации основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и обучающихся: – соблюдение законности и прав семьи и ребенка, конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации; – ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие обучающихся и педагогов; – реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; – организация основных совместных дел обучающихся и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и детей; – системность и целесообразность процесса воспитания как условия его эффективности. Основы воспитания в образовательной организации: – стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются «Ключевые общешкольные дела», через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов; – важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов и обучающихся является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов; – в образовательной организации создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка увеличивается его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора); – в проведении общешкольных дел поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие обучающихся, а также их социальная активность; – педагоги образовательной организации ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений; – ключевой фигурой воспитания в образовательной организации является классный руководитель, реализующий по отношению к детям личностно-развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции. Воспитательная работа в образовательной организации условно разделена на три блока, включающая в себя работу с обучающимися, работу с родителями (законными 5 представителями) и работу с классными руководителями, при обеспечении согласованности и взаимного дополнения этих блоков. Одним из показателей эффективности воспитательной работы в школе определяется заинтересованность обучающихся школьной жизнью, что обеспечивается формированием школьных традиций, вовлечением детей в общешкольные мероприятия, формированием системы досуговых мероприятий. Работа с родителями (законными представителями) организуется через систему родительских собраний, родительский комитет, Совет отцов, непосредственный контакт родителей (законных представителей) с педагогами, классными руководителями, Совет профилактики и администрацией образовательной организации. Важным является соблюдение условия единства педагогического, родительского и ученического коллективов. Работа с классными руководителями по организации воспитательной работы строится через систему методических и организационных мероприятий, обеспечивающих раскрытие содержания воспитательной работы, знакомство с современными достижениями педагогики в области организации воспитательной деятельности, обсуждение городских программ по организации воспитательной работы и повышению ее качества и эффективности. В центре функционируют выборные коллегиальные органы управления: Совет родителей, Общешкольный родительский комитет, Совет отцов, Школьное самоуправление. Наличие в штате учебного заведения педагога-психолога и социального педагога, позволило расширить воспитательные и развивающие возможности образовательного учреждения. К особым условиям осуществления воспитательной деятельности можно отнести: ● Центр военно-патриотического воспитания на базе МКОУ «Гинтинская СОШ» и подготовки учащейся молодежи к военной службе Республики Дагестан; ● Система дополнительного образования на базе ДДТ и УДОД ;(еще в процессе развития т.к. на базе школы открывается кружковая работа) ● Отряд ЮИД «Юный инспектор»; ● Экологический отряд «Эколята»; ● Волонтерское движение; 6 История школы История Гинтинской средней общеобразовательной школы начинается с конца 20х годов. В те годы в горных селах не было никаких школ, за исключением примечетских мактабов. Первыми в нашем селе плоды просвещения пожинали женщины во время функционирования в селе «ликбезов». Примерно тогда же, в теплое время года, под горой, которая называется «Сат1баг1 вац1а», дети учились читать и писать на даргинском языке латинскими буквами. Учащиеся рассаживались на склоне и занимались. Ликбезы открывались в частных домах. В первых ликбезах был только один класс. В1930 году открылся второй класс. Третий класс открылся в 1932 году. В том же году в селе открылся и четвертый класс. Первую школу в селении Гинта построили в 1932 году. Она входила в число тех 100 школ, которые были построены в 1932 году силами трудящихся. В самом начале наша школа функционировала в здании мало приспособленном для обучения. Первый выпуск Гинтинской семилетней школы был в 1940/1941 учебном году. В 1967/1968 учебном году школа становится средней. 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в образовательной организации – личностное развитие т.к. это и является одним из направлений РДШ «ЮИД » обучающихся, проявляющееся: – в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (т.е. в усвоении ими социально значимых знаний); – в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (т.е. в развитии их социально значимых отношений); – в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (т.е. в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел). Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели. 7 Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям обучающихся позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, которым необходимо уделять большее внимание на разных уровнях общего образования. 1. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения обучающимися социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут. Выделение данного приоритета связано с особенностями детей младшего школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном статусе – статусе школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в образовательной организации педагогами и воспринимаются детьми именно как нормы и традиции поведения школьника. Знание их станет базой для развития социально значимых отношений школьников и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте. К наиболее важным из них относятся следующие: – быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребенка домашнюю работу, помогая старшим; – быть трудолюбивым, следуя принципу «делу – время, потехе – час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца; – знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну; – беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоемы); – проявлять миролюбие – не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе; – стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания; – быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым; – соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни; – уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья; – быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чем-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать собственное мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших. Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку 8 облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений. 2. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений обучающихся, и, прежде всего, ценностных отношений: – к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья; – к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне; – к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать; – к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека; – к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье; – к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда; – к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение; – к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир; – к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества; – к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее. Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для личностного развития школьника, так как именно ценности во многом определяют его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь. Выделение данного приоритета в воспитании школьников, обучающихся на уровне основного общего образования, связано с особенностями детей подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую значимость для детей приобретает становление их собственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст – наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений обучающихся. 3. В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения обучающимися опыта осуществления социально значимых дел. 9 Выделение данного приоритета связано с особенностями школьников юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор учащимся старших классов поможет имеющийся у них реальный практический опыт, который они могут приобрести в том числе и в школе. Важно, чтобы опыт оказался социально значимым, так как именно он поможет гармоничному вхождению школьников во взрослую жизнь окружающего их общества. Это: – опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких; – трудовой опыт, опыт участия в производственной практике; – опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции; – опыт природоохранных дел; – опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице; – опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности; – опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения; – опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей; – опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт; – опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации. Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирования других составляющих общей цели воспитания. Приоритет – это то, чему педагогам, работающим с обучающимися конкретной возрастной категории, предстоит уделять большое внимание. Добросовестная работа педагогов, направленная на достижение поставленной цели, позволит ребенку получить необходимые социальные навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального положения, смелее искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь в сложных поисках счастья для себя и окружающих его людей. Достижению поставленной цели воспитания обучающихся будет способствовать решение следующих основных задач: – реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе; 10 – реализовывать потенциал классного руководства в воспитании обучающихся, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы; – вовлекать обучающихся в кружки и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности; – использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с обучающимися; – инициировать и поддерживать ученическое самоуправление как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ; – поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных объединений и организаций; – организовывать для обучающихся экскурсии (в т.ч. виртуальные) и реализовывать их воспитательный потенциал; – организовывать профориентационную работу с обучающимися; – организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал; – развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности; – организовать работу с семьями обучающихся, их родителями (законными представителями), направленную на совместное решение проблем личностного развития детей. Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в образовательной организации интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения обучающихся. 3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы, каждое из которых представлено в соответствующем модуле. 3.1. Инвариантные модули 3.1.1. Модуль «Классное руководство» Осуществляя работу с классом, классный руководитель организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями (законными представителями) обучающихся. Работа с классным коллективом: 11 – инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе; – организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе; –проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и обучающихся, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения; – сплочение коллектива класса через игры и тренинги на сплочение и командообразование; – регулярные внутриклассные мероприятия, дающие каждому ученику возможность рефлексии собственного участия в жизни класса; – выработка совместно с обучающимися законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе. Индивидуальная работа с обучающимися: – изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями (законными представителями) обучающихся, с преподающими в данном классе учителями; – поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить; – индивидуальная работа с обучающимися класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи; 12 – коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями (законными представителями), с другими учащимися класса; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе. Работа с учителями, преподающими в классе: – регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и обучающимися; – проведение педагогических консилиумов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на обучающихся; – привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке; – привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей. Работа с родителями (законными представителями) обучающихся: – регулярное информирование родителей (законных представителей) о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом; – помощь родителям (законным представителям) обучающихся в регулировании отношений между ними, администрацией образовательной организации и учителямипредметниками; – организация родительских собраний, родительских семинаров, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся; – создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их детей. 3.1.2. Модуль «Школьный урок» Воспитывающее обучение – это такое обучение, в процессе которого организуется целенаправленное формирование запланированные педагогом отношений учащихся к различным явлениям окружающей жизни, с которыми ученик сталкивается на уроке. Из урока в урок, имея в виду одну воспитательную цель, учитель ставит различные воспитательные задачи. А так как становление отношений не происходит в один момент, на одном уроке, и для его формирования необходимо время, то внимание педагога к воспитательной цели и еѐ задачам должно быть неугасающим и постоянным. Каждый урок воспитывает. Если урок дидактически правильно организован, он окажет позитивное влияние на формирование личности. Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее: 13 –установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; – побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; – привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися собственного мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; – использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; – применение на уроке интерактивных форм работы обучающихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; – включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; – инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. 3.1.3. Модуль «Курсы внеурочной деятельности» Воспитание на занятиях курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через: – вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах; 14 – формирование на занятиях детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; – создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения; – поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций; – поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления. Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее видов: ● познавательная деятельность: курсы внеурочной деятельности, направленные на передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира. Курсы внеурочной деятельности, предложенные в рамках данного направления в МКОУ»Гинтинская СОШ» – «Шахматы» (2-10 классы); – «Азбука юного пешехода» (1 классы); – «Умники и умницы» (2-4 классы); – «Культура и традиции Дагестана» (9 классы); – «Хочу все знать» (9 кл), Курсы внеурочной деятельности, предложенные в рамках данного направления –ОРКСе модуль «Исламская культура»(4 класс). ● спортивно-оздоровительная деятельность: курсы внеурочной деятельности, направленные на физическое развитие обучающихся, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых. Курсы внеурочной деятельности, предложенные в рамках данного направления в МКОУ «Гинтинская СОШ» –спортивные секции: «Волейбол», 10-11кл ● игровая деятельность: курсы внеурочной деятельности, направленные на раскрытие творческого, умственного и физического потенциала обучающихся, развитие у них навыков конструктивного общения, умений работать в команде. Курсы внеурочной деятельности, предложенные в рамках данного направления в МКОУ «Гинтинская СОШ» –«Шахматы» (2-10 классы); 3.1.4. Модуль «Самоуправление» 15 Поддержка детского самоуправления в образовательной организации помогаетпедагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а обучающимся предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Детское самоуправление в МКОУ «Гинтинская СОШ» осуществляется следующим образом: на уровне образовательной организации: – через деятельность выборного Совета старшеклассников, создаваемого для учета мнения школьников по вопросам управления образовательной организацией и принятия административных решений, затрагивающих их права и законные интересы; – через деятельность Совета старост, объединяющего старост классов дляоблегчения распространения значимой для обучающихся информации и полученияобратной связи от классных коллективов; – через работу постоянно действующего школьного актива, инициирующего и организующего проведение личностно значимых для школьников событий (соревнований,конкурсов, фестивалей и т.п.); на уровне классов: – через деятельность выборных по инициативе и предложениямучащихся класса старост, представляющих интересы класса в общешкольных делах ипризванных координировать его работу с работой общешкольных органов самоуправления и классных руководителей; на индивидуальном уровне: – через вовлечение обучающихся в планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и внутри классных дел; – через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой ит.п. 3.1.5. Модуль «Профориентация» Совместная деятельность педагогов и обучающихся по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников, диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно-значимые проблемные ситуации, формирующие готовность обучающегося к выбору, педагог актуализирует его 16 профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональнуюсоставляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется через: – циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку обучающихся к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего; –профориентационные игры: деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания обучающихся о типах профессий, способах выбора профессий, достоинствах и недостатках той или иной профессиональной деятельности; – экскурсии на предприятия города, дающие обучающимся начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии; – посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, дней открытых дверей в средних специальных учебных заведениях; – встречи с людьми разных профессий (возможны в режиме online); – совместное с педагогами изучение Интернет-ресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение профориентационногоonline-тестирования, прохождение online-курсов по интересующим профессиям и направлениям образования; – участие в работе Всероссийских профориентационных проектов, созданных всети Интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастер-классах. Профориентационная работа в МКОУ «Гинтинская СОШ» опирается на следующие принципы: – систематичность и преемственность профориентации (от начальной – к старшей школе); – дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах; –оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями (законными представителями); – взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений. Ежегодно ученики школы принимают участие в Всероссийских проектах, конкурсах 3.1.6. Модуль «Работа с родителями (законными представителями) обучающихся» 17 Работа с родителями (законными представителями) обучающихся осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями (законными представителями) обучающихся осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности: на групповом уровне: – общешкольный родительский комитет, участвующий в решении некоторыхвопросов воспитания и социализации их детей; – общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся; – психолого-педагогический лекторий по темам «Положительные и отрицательные эмоции. Роль семьи в развитии моральных качеств ребенка», «Семейные традиции и их роль в воспитании подростков», «Семья и выбор жизненного пути», «Физическое развитие школьников в школе и дома», «Общение родителей и детей как условие успеха воспитания»; на индивидуальном уровне: – помощь со стороны родителей (законных представителей) в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательнойнаправленности; – индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилийпедагогов и родителей (законных представителей) обучающихся. 3.2. Вариативные модули . 3.2.3. Модуль «Я выбираю жизнь» Данный модуль включает воспитательную работу, направленную на воспитание межэтнического толерантного отношения, на профилактику экстремизма и терроризма, формирование здорового образа жизни, предупреждение суицидального поведения. Задачами данного модуля являются: – социально-психологическое диагностирование, корректирование, консультирование законных представителей несовершеннолетних и самих несовершеннолетних; – выявление и разрешение конфликтных ситуаций при выполнении профессиональной деятельности; – защита прав детей; – устранение дефектов социализации и правовой социализации обучающихся; 18 – использование технологий межведомственного взаимодействия, используемых в организации индивидуальной профилактической работы; – овладение навыками организации мониторинга по вопросам отнесенным. на внешкольном уровне: –участие во Всероссийских, Республиканских акциях, конкурсах, направленных на воспитание межэтнического толерантного отношения, на профилактику экстремизма и терроризма, формирование здорового образа жизни, предупреждение суицидального поведения; на школьном уровне: – функционирование социально-психологической службы; – проведение тестирования, анкетирование, диагностики, коррекции; – организация лекториев для учащихся по возрастным группам; – вовлечение в работу по другим модулям в целях создания социально-значимого окружения учащихся; на уровне класса: – оказание наставнической помощи; – проведение бесед, круглых столов, тренингов и т.д.; – взаимодействие с родителями; на индивидуальном уровне: – проведение индивидуальных бесед и бесед с родителями; – наблюдение и вовлечение обучающихся в общую работу класса; – организация досуга обучаемых. 3.2.5. Модуль «Дополнительное образование» Дополнительное образование – это процесс свободно избранного ребенком освоения знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, направленных на удовлетворение интересов личности, ее склонностей, способностей и содействующей самореализации и культурной адаптации, входящих за рамки стандарта общего образования. Дополнительное образование ведется так же, как другие типы и виды образования по конкретным образовательным программам. Дополнительное образование детей - неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов, предполагает свободный выбор ребенком сфер и видов деятельности, ориентированных на развитие его личностных качеств, способностей, интересов, которые ведут к социальной и культурной самореализации, к саморазвитию и самовоспитанию. Система дополнительного образования в МКОУ «Гинтинская СОШ» –максимально ориентируется на запросы и потребности детей, обучающихся и их родителей (законных представителей); 19 –обеспечивает психологический комфорт для всех детей, учащихся и личностную значимость учащихся; –дает возможность каждому открыть себя как личность; – предоставляет ученику возможность творческого развития по силам, интересам и в индивидуальном темпе; Занятия в объединениях проводятся по дополнительным общеразвивающим программам различной направленности: ● физкультурно-спортивная направленность: –«Шахматы»; В МКОУ «Гинтинская СОШ» создается объединения дополнительного образования различных направленностей, функционирующие на бесплатной, основе. 3.2.6. Модуль «Детские общественные объединения» Действующее на базе образовательной организации детские общественные объединения – это добровольные и целенаправленные формирования, созданные по инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей. Воспитание в детских общественных объединениях осуществляется через: –утверждение и последовательную реализацию в детском общественном объединении демократических процедур (выборы руководящих органов объединения, подотчетность выборных органов общему сбору объединения; ротация состава выборных органов и т.п.), дающих ребенку возможность получить социально значимый опыт гражданского поведения; –организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других (такими делами могут являться: посильная помощь, оказываемая школьниками пожилым людям; совместная работа с учреждениями социальной сферы и др.); –поддержку и развитие в детском объединении его традиций, формирующих у ребенка чувство общности с другими его членами, чувство причастности к тому, что происходит в объединении; –участие членов детских общественных объединений в волонтерских акциях, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Это может быть, как участием школьников в проведении разовых акций, которые часто носят масштабный характер, так и постоянной деятельностью обучающихся. В МКОУ «Гинтинская СОШ» действуют следующие основные детские объединения: Название Класс Содержание деятельности 20 объединения «Юные пожарники» Детская общественная организация, целью воспитания у детей 1-4 классы мужества, коллективизма-бережливости, а также физической закалки и профессиональной ориентации и осуществляет деятельность «юные пожарные» – дети школьного возраста (10-17 лет), участвующие на добровольной основе в деятельности отряда. 1. 3. «Юный инспектор» «Юнармия» РДШ «Эколята» Отряд юных пожарных осуществляет свою деятельность в соответствии с ст. 25 ФЗ «О пожарной безопасности», ст. 4 Устава Всероссийского добровольного пожарного общества, 1-6 Повышение уровня теоретических знаний по ПДД у учащихся; классы формирование мотивационно-поведенческой культуры детей в условиях уличного движения; развитие чувства ответственности у детей за свое поведение на дороге. 9-11 Всестороннее развитие и совершенствование личности детей и классы подростков, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании; повышение в обществе авторитета и престижа военной службы; сохранение и приумножение патриотических традиций; формирование у молодежи готовности и практической способности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Отечества. 7-11 Формирование разносторонней развитой личности с активной классы гражданской позицией, социализированной в современном обществе. 3.2.7. Модуль «Волонтерская деятельность» Волонтерство – это участие обучающихся в общественно-полезных делах,деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Волонтерство позволяет школьникам проявить такие качества как внимание, забота, уважение. Волонтерство позволяет развивать коммуникативную культуру, умение общаться, слушать и слышать, эмоциональный интеллект, умение сопереживать. Воспитательный потенциал волонтерства реализуется следующим образом: на внешкольном уровне: –посильная помощь, оказываемая школьниками пожилым людям, проживающим в микрорайоне расположения образовательной организации; –участие обучающихся (с согласия родителей (законных представителей) к сборупомощи для нуждающихся; 21 на уровне образовательной организации: участие обучающихся в организациипраздников, торжественных мероприятий, встреч с гостями центра. На базе образовательной организации создан волонтерский отряд «От сердца к сердцу». 4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (мониторинг) Самоанализ организуемой в образовательной организации воспитательной работы осуществляется по выбранным направлениям и проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения. Самоанализ осуществляется ежегодно непосредственно самой образовательной организации. Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в образовательной организации, являются: –принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс; –принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между школьниками и педагогами; –принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности; –принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития обучающихся, ориентирующий на понимание того, что личностное развитие школьников– это результат как социального воспитания (в котором образовательная организация участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей. Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного процесса могут быть следующие: 1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития обучающихся каждого класса. Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на педагогическом совете школы. 22 Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение. Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития обучающихся удалось решить за прошедший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу. 2. Состояние организуемой в образовательной организации совместной деятельности детей и взрослых. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в образовательной организации интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых. Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями. Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых является анкетирование педагогов. Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с: –качеством проводимых общешкольных ключевых дел; –качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов; –качеством организуемой в школе внеурочной деятельности; –качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков; –качеством существующего в образовательной организации ученического самоуправления; –качеством функционирующих на базе образовательной организации детских общественных объединений; –качеством профориентационной работы школы; –качеством работы школьных медиа; –качеством организации предметно-эстетической среды школы; –качеством взаимодействия школы и семей обучающихся. Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу. 23 Утверждаю: Директор МКОУ «Гинтинская СОШ» Маммаева А.Г.__________ План воспитательной компоненты МКОУ «Гинтинская СОШ» (составленный на основе программы воспитательной работы) на 2021-2022уч.год 24 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МКОУ «Гинтинская СОШ» НА 2021 – 2022УЧЕБНЫЙ ГОД: Гражданско-патриотическое: Нравственное и духовное воспитание, воспитание семейных ценностей Здоровьесберегающее воспитание: Экологическое воспитание: Формирование этнокультурного самосознания и межэтнической толерантности: Культуротворческое и эстетическое воспитание. Профессионально-трудовое воспитание: Интеллектуальное воспитание Социокультурное и медиакультурное воспитание Правовое воспитание и культура безопасности Цель воспитательной на 2021-2022 учебный год: обеспечение доступной воспитывающей среды, равных возможностей для повышения качества образования школьников, их самореализации, поддержка каждого по его жизненному пути. Воспитательные задачи: Продолжить работу по созданию условий для развития личности на основе нравственных ценностей, исторического опыта России, направленных на формирование активных жизненных позиций, гражданского самосознания, воспитания любви к родной школе, Отчему краю. Продолжить работу с родителями и общественностью. Повышение социальной активности учащихся, развитие деятельности классного и ученического самоуправления. Усилить работу по пропаганде психологических знаний и здорового образа жизни Тематические классные часы. сентябрь. " День Знаний". "Знаем. Помним, Скорбим". «День солидарности в борьбе с терроризмом» октябрь. "Профессия-Учитель". "Осенний бал" ноябрь. "День матери" декабрь . "В мире сказок" февраль. "Защитники Отечества" март. "Перед матерью в вечном долгу" апрель "День Здоровья" май. "Великая Победа." 25 Профилактика новой короновирусной инфекции (в течение года). Работа с родителями. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, повышение психологопедагогических знаний родителей. 1. Родительский всеобуч проводиться раз в четверть по графику школы. 2. Родительские собрания: классные-проводить раз в четверть или по мере необходимости, общешкольные- раз, два в год. 3. Открытые уроки и внеклассные мероприятия- Дни открытых дверей. 4. Индивидуальные тематические консультации. 5. Совместные творческие дела: проведение праздников, экскурсии, выставки, походы, выпускные вечера в 4, 9-х классах. 6. Социологические опросы, анкетирование, тестирование. 7. Участие родителей в управлении школы: Совет школы; Родительские комитеты, отряды РДШ. Работа с педагогическими кадрами. 1.Социальный паспорт класса. 2.Мониторинг воспитанности 3. Подведение итогов деятельности классных руководителей за четверть. 4. Проведение педсовета. 5.Анализ воспитательной работы за год. Работа с классными руководителями 1.Способствовать формированию интереса и стремлений классного руководителя к активной творческой деятельности в своем классе 2.формировать потребность в качественном проведении любого внеклассного мероприятия 26 3.развивать коммуникативные умения педагогов, умение работать в системе «учительученик-родитель» Сентябрь. Месячник «Внимание, дети!». задачи: -проведение Дня Знаний. -изучение интересов и запросов учащихся и осознанное совместное планирование деятельности ученического коллектива. - соблюдение единой школьной формы. № Направления воспитательной работы Название мероприятий Для кого проводится ответственный Общешкольные мероприятия. - Урок подготовки детей к действиям в условиях различного рода чрезвычайных 1-11кл. Зам.директора по ВР. Педагогбиблиотекарь. 27 ситуаций в том числе в местах массового пребывания людей. - Урок по профилактике новой короновирусной инфекции. -Всероссийский урок «Помнить- значить знать» - Выборы активов классов, оформление классных уголков, распределение дежурства по школе, беседы с учащимися о внутришкольном распорядке, о нормах поведения в школе Урок мира. «День 1-11кл знаний!» Цикл мероприятий «Белые журавли» Цикл мероприятий, 1-11кл посвященный Дню Единства народов РД. Кл. рук.1-11кл. Отряд РДШ. 1-11кл Кл. рук.1-11кл. Учитель ИЗО. 1-11кл Кл. рук.1-11кл. 1-11кл Кл. рук.1-11кл. 1-11кл. Кл. рук.1-11кл. 1 Гражданскопатриотическое 2 Нравственное и духовное воспитание, воспитание семейных ценностей 3 Здоровьесберегающее воспитание 4 Экологическое воспитание: Выставка рисунков: «Осторожно, дорога!». Викторины по ПДД. Беседы, кл.чысы по профилактике ПДД. Профилактика скалиоза Конкурс на лучшую осеннюю композицию 5 Формирование этнокультурного самосознания и межэтнической толерантности: й толерантности: Уроки памяти «Терроризм – глобальная угроза», посвященный Дню солидарности в борьбе с терроризмом. 6 Культуротворческое и 28 Зам. директора по ВР. Кл. рук.1-11кл. Кл. рук.1-11кл. 7 8 9 10 11 12 эстетическое воспитание Профессиональнотрудовое воспитание Генеральная уборка в кабинетах, обработка поверхностей антисептическими средствами. «Мы школьниками 1-е кл Интеллектуальное стали» воспитание Торжественная Социакультурное и линейка, посвященная медиакультурное Дню солидарности в воспитание борьбе с терроризмом. 1-11кл Правовое воспитание и Беседы, кл.часы: культура безопасности «Мораль и право» «Правовые основы в ученическом коллективе» Воспитание семейных Общешкольное родительское собрание ценностей по итогам учебного (2020-2021) года. «Новые наркотические сильнодействующие средства». Планы на 2021-2022 уч.гг. Составление социальных карт. 13. Работа по профилактике вредных привычек 14. Работа библиотеки. Сост. Социальных карт 1-11кл. классов. «Красота, здоровье, гармония» -проверка укомплектованности шк.библиотеки. -выдача учебников. 15. Организация работы с Планирование работы на год. отрядом РДШ Принятие новых "Эколята". членов в ряды школьной детской общественной организации 29 8-11кл. 1-1кл. Учит. технологии Учит 1-х кл. Кл. рук.1-11кл. Кл. рук.1-11кл. Род. Комитет. Кл. рук. Педагогпсихолог. Педагогпсихолог. Отряд РДШ. Старосты кл. Старшая вожатая. Организация работы органов ученического самоуправления. Зам.директора по ВР. 16. Участие в городских мероприятиях. Октябрь. Месячник «Профессия -УЧИТЕЛЬ!». задачи: - совершенствование работы по воспитанию здорового образа жизни и негативного отношения к пагубным привычкам. № Направления воспитательной работы Название мероприятий Для кого проводится ответственный 1 Гражданскопатриотическое День пожилых людей: «Низкий вам поклон» 1-11кл 2 Нравственное и духовное воспитание, воспитание семейных ценностей 1-11кл 3 Здоровьесберегающее воспитание 4 Экологическое воспитание: 5 Формирование этнокультурного самосознания и межэтнической День учителя. -поздравление учителей; -организация выставки. Мониторинг: «Самый здоровый класс» -проверка посещаемости. -информация о заболеваемости учащихся в классах. -посещаемость спортивных кружков и секций Проверка внешнего вида. Осенний бал. Осень- рыжая подружка 1-4кл. Неделя толерантности Зам.директора по ВР. Кл. рук. 1-11кл. РДШ Кл. рук. 1-11кл. 30 1-11кл . Учит.физкультуры. 8-11кл. 3-4кл. Кл. рук. 1-11кл. Кл. рук 3-4кл. 1-11кл. Кл. рук. 1-11кл. толерантности: й толерантности: 6 7 8 Культуротворческое и эстетическое воспитание Классные часы, беседы: «Знаем ли мы правила этикета» Профессиональнотрудовое воспитание Интеллектуальное воспитание Экологический субботник. 1-11кл. Кл. рук.1-11кл. Конкурс рисунков «Мы, за мир!» 5-6кл. Кл. рук. 5-6кл. Учит. ИЗО Социакультурное и медиакультурное воспитание 10 Воспитание семейных ценностей 11. Методическая работа. 9 12. Библиотекарь. 14. Старшая вожатая. Кл.рук.1-11кл Консультирование родителей. Проверка и коррекция планов работы Сдача отчетов кл. рук. Составление мониторингов по воспитательной работе. Оказание помощи в проведении и организации «Дня учителя» Кл. рук.1-11кл. Организация и проведение Дня школьного самоуправления в рамках празднования Дня учителя. Старшая вожатая. Отряд РДШ. 15. Участие школы в городских мероприятиях Ноябрь «Воспитание семейной культуры». Зам. директора по ВР. Рук ШМО кл. рук Педагогбиблиотекарь. Юнармия Бессмертный полк РДШ Задачи: -формирование ценностных представлений о семье, культуре семейной жизни. -профилактика правонарушений. 31 - анализ успеваемости и посещаемости учащихся в 1-й четверти. -укрепление взаимодействия семьи и школы. № Направления воспитательной работы Название мероприятий Для кого проводится ответственный 1 Гражданскопатриотическое Кл. часы, посвященные Дню города. Единые уроки : «Нюрнбергский процесс : как это было..» 5-11кл. Кл. рук. Учит. Истории. 2 Здоровьесберегающее воспитание Кл. рук. 1-11кл 3 Формирование этнокультурного самосознания и межэтнической толерантности: й толерантности: Классные часы, 1-4кл. беседы на санитарно- 5-11кл. гигиенические темы, посвященные Всемирному Дню отказа от курения. «Профилактика короновирусной инфекции». Беседы по 8-11кл профилактике экстремизма. 4 Культуротворческое и эстетическое воспитание Конкурс рисунков, чтецов: «Мой село». 5-11кл Педагогбиблиотекарь. Учит. изо 5 Интеллектуальное воспитание 1кл. Педагогпсихолог. Кл. рук.1-х кл. 6 Правовое воспитание и культура безопасности 1-11кл Кл. рук.1-11х кл. 7 Воспитание семейных ценностей Психологическая готовность первоклассников к обучению, участие в родит. собраниях 1-х кл. Беседы: «Школьникам о праве» Консультирование родителей. «Причины и 32 Кл. рук. 8-11кл. Учитель ОБЖ. ПДН. Кл. рук.1-11х кл 8. Методическая работа 9. Работа библиотеки школы последствия детской агрессии» «Безопасный интернет». Консультации с молодыми кл. руководителями. Участие во всех мероприятиях воспитательного направления. Рук. ШМО кл. рук. Декабрь. «В мире новогодних сказок». Задачи: раскрытие творческого потенциала, представление возможности самореализации через творческую деятельность учащихся; Подготовка и проведение Нового года. № Направления воспитательной работы 1. Гражданско-патриотическое. 2 Нравственное и духовное воспитание, воспитание Название мероприятий Для кого проводи 5-11кл Торжественная линейка, посвященная Дню неизвестного солдата. 3.12. Торжественная линейка, посвященная Дню героев Отечества.9.12. Беседа: «Настроение и его власть 1-11кл над человеком» по профилактике 33 семейных ценностей суицизма. 3 Здоровьесберегающее воспитание 4. Экологическое воспитание: 5. Формирование этнокультурного самосознания и межэтнической толерантности: Культуротворческое и эстетическое воспитание Всемирный день борьбы со 5-11кл Спидом 1.12.(проведение лекций на уроках биологии, организация книжной выставки) Кл. часы, посвященные 1-11кл. экологическим проблемам своего региона Просмотр видеороликов по 9-11 профилактике экстремизма. 6. 7. 8 9. 10. 14. Мастерская Деда Мороза: -конкурс на лучший новогодний класс. -организация выставки. -новогодние мероприятия в школе. "выбор профессии" Профессионально-трудовое воспитание Правовое воспитание и культура Кл. часы, посвященные Дню безопасности Конституции.12.12 1-11 9-11 1-11 Воспитание семейных ценностей Участие в новогодних праздниках Привлечение родителей к подготовке новогодних подарков, к празднованию Нового года Кл. родительские собрания. Работа с органами ученического Заседание органов ученического самоуправления. (отряд РДШ) самоуправления об итогах первого полугодия. Работа библиотеки. Оказание помощи в организации и проведении Новогодних утренников. Январь. «Воспитание культуры жизненного самоопределения». Задачи: воспитание любви к вековым народным праздникам. Воспитание умения сочувствовать людям. № Направления воспитательной работы Название мероприятий 34 Для кого проводится ответственный 1 Гражданскопатриотическое 2 Нравственное и духовное воспитание, воспитание семейных ценностей Кл. часы: «Дагестанмой горный край» Кл. часы, линейка, посвященная Дню образования Дагестана. 1-11кл Кл. рук. Зам.директора по ВР. 1-11кл "Традиции моей семьи" Отряд РДШ Семинар: 9-11 «Профилактика употребления новых психоактивных веществ» Генеральная уборка 1-11 в классах и в прилегающей территории. Педагогпсихолог. Центр здоровья. 3 Здоровьесберегающее воспитание 4 Экологическое воспитание: 5 Формирование этнокультурного самосознания и межэтнической толерантности: Фестиваль народов 5-11 Дагестана «Приходите в гости к нам!» (представление дагестанской кухни). Кл. рук. Учит. родных языков. 6 Культуротворческое и эстетическое воспитание Посещение Дома ребенка, соц. центра Кл. рук. 7 Интеллектуальное воспитание 8 Правовое воспитание и культура безопасности 9 Воспитание семейных ценностей 10 Методическая работа Организация встреч со специалистами ПДН. Кл. часы: «Скажем коррупции НЕТ!» "Права и 1-11кл обязанности учащихся" Посещение на дому с 1-11 целью обследования жилищных условий. Заседание МО кл. рук. 35 1-11 Кл.рук. Зам. директора по ВР. Кл.рук Кл. рук. Рук. ШМО кл.рук. Подведение итогов воспитательной работы за 1-е полугодие Февраль. Месячник военно- патриотического воспитания «Наследники Победы». Задачи: воспитание чувства патриотизма на примере героических событий, личности. Привитие гордости за малую родину, людей, прославивших ее. № Направления воспитательной работы Название мероприятий Для кого проводится ответственный 1 Гражданскопатриотическое Общешкольное мероприятие «Во имя мира на Земле». Мероприятия, посвященные Дню Защитника Отечества: - кл. часы, беседы, 1-11 Кл. рук. Старшая вожатая. Зам. директора по ВР. 36 посвященные блокады Ленинграда. -выставка рисунков. -выставка книг. - встречи с ветеранами ВОВ, чеченских событий, афганских событий, -фестиваль солдатской песни. -Поздравление ветеранов. -спортивные мероприятия, посвященные 23 февраля. 2 Нравственное и духовное воспитание, воспитание семейных ценностей 3 Экологическое воспитание: Формирование этнокультурного самосознания и межэтнической толерантности: Социакультурное и медиакультурное воспитание 4 5 6 7 8 Совет профилактики. Зам. директора по ВР. Мероприятия, посвященные Дню родного языка Учит. Родного языка Подготовка и раздача буклетов по коррупции (Родителям) Правовое воспитание и Беседы: «Счастье-это 1-11кл культура безопасности состояние души», «О нравственных отношениях юношей и девушек». Участие Воспитание семейных родительского ценностей комитета в организации и проведении мероприятий. Конкурс чтецов, 1-11кл Работа библиотеки. 37 Кл. рук. Вожатая Отряд РДШ Кл. рук Родит. Комитет. Педагог- 9 Работа с родителями. организация выставки в рамках празднования «Дня защитника Отечества» Участие родительского комитета в организации и проведении мероприятий. библиотекарь. Род. Комитет. 10. Участие в городских мероприятиях. Март «В мире прекрасного». Задачи: повысить уровень воспитанности и культуры учащихся; Воспитание уважения к женщине –матери; Способствовать развитию способностей и интересов учащихся. № Направления воспитательной работы Название мероприятий Для кого проводится ответственный 1 Гражданскопатриотическое Мероприятия, посвященные присоединению Крыма с Россией. 16.03-18.03. 1-11 Кл.рук. 38 2 Нравственное и духовное воспитание, воспитание семейных ценностей Мероприятие: «Восславим женщину». Конкурс рисунков: «Мир на ладошке детской, мир в душечто может быть желаннее для женщин». Час общения «Перед матерью в вечном долгу». 1-11 Кл. рук. Отряд РДШ Старшая вожатая. 3 Экологическое воспитание: Кл. часы, выставка, посвященное Дню птиц. 1-11 Зам. директора по ВР. Кл. рук. 4 Формирование этнокультурного самосознания и межэтнической толерантности: й толерантности: Профессиональнотрудовое воспитание Интеллектуальное воспитание Семинар по профилактике терроризма. Зам. директора по ВР. Учитель ОБЖ. Изготовление кормушек Мероприятия по особому плану по профилактике ДДТТ. Кл. часы: «Коррупция-это беда» Участие в школьных и городских мероприятиях. Учитель труда 5 6 7 Правовое воспитание и культура безопасности 8. Работа школьного самоуправления. (отряд РДШ) 1-11 Кл. рук. 1-11 Кл. рук. Апрель. "Чистота города- дело каждого". -совершенствование работы по экологическому воспитанию; -содействовать и оказывать всестороннюю помощь в обретении культуры общения, культуры поведения. № Направления воспитательной работы 1 Гражданско- Название мероприятий Для кого проводится ответственный Кл. часы, 1-11 Кл. рук. 39 патриотическое посвященные катастрофе на ЧАЭС 21 апреля- День местного самоуправления. 1-11 1-11 Кл. рук. 2 Нравственное и духовное воспитание, воспитание семейных ценностей 3 Здоровье сберегающее воспитание День здоровья. 1-11 1-11 Кл. рук. 4 Экологическое воспитание: 1-11 1-11 Кл. рук. 5 Формирование этнокультурного самосознания и межэтнической толерантности: толерантности: Мероприятия, посвященные Дню космонавтики. Кл. часы по профилактике экстремизма, терроризма. Экологическая акция по уборке территории 1-11 1-11 Кл. рук. Анкетирование 91-11 11кл. по выбору профессии. 8 Правовое воспитание и Мероприятия в рамках 1-11 культура безопасности декады по противопожарной безопасности. День пожарной охраны. 9 Воспитание семейных Участие родителей в ценностей проведении Дня здоровья. 10 Работа школьного Участие в самоуправления. общешкольном мероприятии в "Слете одаренных детей" Май. Месячник воинской Славы. "Великая Победа" 1-11 Кл. рук. 6 7 Профессиональнотрудовое воспитание 1-11 1-11 Кл. рук Интеллектуальное воспитание 1-11 Кл. рук. Зам. по ВР. Кл. рук. Отряд РДШ Старшая вожатая. Отряд РДШ № Направления воспитательной работы Название мероприятий Для кого проводится 1 Гражданскопатриотическое Мероприятия, посвященные Дню Победы: 1-11 40 2 Нравственное и духовное воспитание, воспитание семейных ценностей 3 Здоровье сберегающее воспитание 4 Формирование этнокультурного самосознания и межэтнической толерантности: 5 6 7 Культуротворческое и эстетическое воспитание Профессиональнотрудовое воспитание Интеллектуальное воспитание -Поздравление ветеранов, -организация торжественного мероприятия, посвященного Дню Победы с приглашением ветеранов, -праздничный концерт, -мероприятие библиотеки "Поэзия войны". -конкурс строевой песни, -бессмертный полк. Мероприятия, посвященные Дню семьи Спортивные соревнования в рамках празднования Дня Победы "Мы дружбою народов сильны" 1-11 Последний звонок. 1-11 Сбор информации о летнем отдыхе учащихся. Инструктаж о поведении во время летних каникул с детьми, состоящими на профилактическом учете. Урок «Бессмертный полк» 1-11 8 Социакультурное и медиакультурное воспитание 9 Правовое воспитание и культура безопасности Беседы по профилактике ДДТТ. 10 Воспитание семейных ценностей Школьное самоуправление. Итоговые родительские собрания. Участие в мероприятиях, посвященных 77- летия ВОВ. Анализ работы за учебный 11. 1-11 41 1-11 1-11 1-11 1-11 год. Июнь. Задачи: организация досуга учащихся; оказание психологической помощи выпускникам 9-11кл при сдаче экзаменов № Содержание воспитательной работы Сроки/классы ответственный 1 1 нед. Зам. директора по ВР. 3нед Зам. директора по ВР. Кл. рук. 3 Анализ воспитательной работы за 2021-2022 уч.год Подготовка и проведение торжественного вручения аттестатов выпускникам 9-11кл День Защиты детей. 1 июня. Старшая вожатая. 4. 5. 4 День начала ВОВ День молодежи Составление новых планов работы. 22 июня 25 июня. Зам.. директора по ВР 2 Зам. директора по ВР___ _______ Зам. директора по ВР. Мусаева Р.Г. 42